Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. У подростков огромные ресурсы и энергия, но при этом еще не определен вектор их приложения, не четко или совсем не определены цели (либо цели завышены, что подросток не знает, как к ним подступиться), не получены важные жизненные умения, которые позволяют развиваться и двигаться в конкретном направлении. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих. Они полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Это самый трудный период в жизни.
Родители тоже перестают понимать своего ребенка. Привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают работать. Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Так возникает опасное отдаление, растущее непонимание, потеря близких, доброжелательных отношений.
В той или иной степени описанный процесс происходит в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. Но во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и разрушениями или перерастет в совместное развитие отношений на новой ступени – все это во многом зависит от родителей.
Наша задача помочь родителям и их подросткам прожить этот период жизни более гармонично и спокойно. С этой целью, совместно с Отделом по делам молодежи города, был создан подростковый клуб «Вместе». 2016 год юбилейный для подросткового клуба «Вместе». Пять лет – не большая дата, но значимая. Можно с гордостью сказать, что клуб выполняет важную задачу в преемственности поколений, формирует личность, способную занять в жизни достойное место. Многие ребята, посещавшие клуб, чувствуют себя уверенными и успешными.
Каждую пятницу с 18.00 до 20.00 подростки города собираются для занятий в клубе. Мы обсуждаем множество различных вопросов: о том, как быть более уверенным в себе, о том, как относиться к собственным промахам и ошибкам, как научиться принимать себя, свое тело, строить отношения с окружающими. Одной из главных задач наших занятий является предоставление возможности отработать различные ситуации в безопасной атмосфере, чтобы потом применять полученные знания в повседневной жизни. Программа клуба строится блоками, в каждом блоке 5-6 тематических занятий. Традиционно на первых встречах закладывается фундамент дальнейшей работы: знакомство, сплочение группы, выстраивание доверительных отношений, формирование групповых правил. Ведущий проводит занятие так, что каждый участник получает возможность почувствовать себя ценным для группы. Подростки в этом возрасте очень чувствительны, поэтому важно научиться выстраивать свои границы и уважать чужие, находить свое место, достигать цели, распознавать, в каких случаях действительно нарушаются права. Ребята исследуют особенности общения, учатся управлять эмоциями, конструктивно конфликтовать и все это проходит в игровой форме, интересно и весело.
«Помню, как сама пришла на первое занятие — очень интересно, что же будет, и немного страшно-понятное дело, неизвестное непонятно что, новый коллектив и…незнакомый ведущий. Х-м-м… Бр-р… Однако, страх быстро прошёл. Потому что все знакомятся, немного открываясь, давая возможность принять их, новых людей — и спокойно что-то рассказать о себе, только то, что сам считаешь нужным. Потом новичка знакомят с нехитрыми правилами клуба — их наличие здорово облегчает жизнь и создаёт безопасную, спокойную атмосферу. Вообще, это спокойствие — потрясающая основа занятий, позволяющая раскрыться и, не боясь упрёков или насмешек, рассказать о том, что происходит в жизни, о том, что беспокоит». (Екатерина Дятловская)
«Уже после первого года посещения я поняла, что психология — это то, с чем я хочу связать свою жизнь, что мне действительно интересно и чем мне никогда не наскучит заниматься. В результате моя мечта стать психологом практически сбылась — я учусь на детского психолога в РГГУ». (Анна Меликсетян)
Программа клуба:
1 год
- Блок Общение.
Знакомство. Правила и традиции клуба. Общение- как восприятие людьми друг друга. Вербальное и невербальное общение. Как мы говорим, как мы слушаем. Навыки активного слушания. Коммуникативные психологические игры.
- Блок Чувства.
Мир чувств, где живут наши чувства. Базовые чувства и эмоции. Как мы высказываем свои чувства. Потребность и чувства. Высшие проявления чувств. Виды чувств, их психическая устойчивость. Роль чувств в формировании убеждений. Саморегулирование чувств. Индивидуальные проявления эмоций и чувств.
- Блок Самопознание.
Кто я? Какой я? Как меня воспринимают окружающие. « Я» идеальное и «Я» реальное. Основные свойства личности. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Что мне нравится, чем люблю заниматься. Профориентация.
- Блок Отношения.
Межличностные отношения и взаимодействия. Отношения с противоположным полом. Отношения с родителями. Дружба. Как построить гармоничные и длительные отношения. Детско-родительские отношения. Конфликты. Стили поведения в конфликте. Умение разрешать конфликтные ситуации.
- Блок Основы психологии.
Психология как наука. Направления и методы. Познавательные психологические процессы. Внимание, мышление, память, воображение, ощущение и восприятие.
- Блок Групповые процессы. Лидерство.
Группа как совокупность людей. Причины, по которым люди вступают в группы. Разновидности групп. Общие закономерности группы. Уровни развития групп. Стадии сплоченности коллектива. Лидерство естественный социально-психологический процесс в группе. Типы лидерства. Виды лидеров. Чем отличается лидер от руководителя.
2 год
- Блок Общение.
Виды общения: примитивное, «контакт масок», формальное, деловое, духовное, манипулятивное, светское. Жесты несут информацию. Синтоническая модель общения.
- Блок Чувства.
Чувства живут в теле. Телесные блоки. Психосоматические проявления чувств. Саморегуляция. Управление стрессом. Навыки безопасного реагирования.
- Блок Самопознание.
Осознание своих целей и мотивов. Осознание и принятие своих реальных и желаемых качеств. Светлые и темные аспекты личности. Взаимодействие сознания и подсознания.
- Блок Травмы.
Диагностика и коррекция травматического опыта. Переживания горя и утраты. Суициды и кризисы. Страх смерти.
- Блок Отношения «Семьеведение».
Разрешение сложных ситуаций в семье. Конфликты «трудного возраста». Умение разрешать проблемы и конфликты. Сепарация. « Треугольники» отношений. Измена.
- Блок Групповые процессы.
Тренинг уверенности в себе. Тренинг «Просто сказать «нет». Тренинг «Быть самим собой». Тренинг «Мечта». Тренинг «Достижение цели».