Программа «Жизненные навыки» посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Не вся жизнь, а лишь отдельные, со всеми происходящие ситуации. Данная программа — это помощь в развитии эмоционального интеллекта, Духовного (не религиозного) начала в ребенке.
9-летний возраст в современной психологии называют «кризисом 9 лет». Этот возраст отличается бурной сменой настроений, всплеском интереса к сексу и любви, интересом к психологии и тайнам человеческих характеров, а так же гораздо меньшим интересом к школе и образованию. В 9-й год жизни впервые приходит интерес к психологической стороне жизни, появляется критичность и обесценивание. Самооценка еще пока определяется отношением родителей, чем острее критика и отвержение со стороны родителей, тем хуже они думают о себе. Одна из проблем усложняющееся и приближающееся к реальности восприятие других людей и взрослых. Подмечаются слабости и недостатки, которые безжалостно высмеиваются, что приводит к усложнению взаимодействия и общения. Они сами страдают от этих возрастных перемен, ощущают себя противостоящими окружающему миру, который кажется им враждебным. Возвращаются страхи, капризы, упрямство и строптивость.
Следующий переломный возраст 11-12 лет. В этот период: возникает новый уровень представлений о справедливости; появляется взгляд на ситуацию со стороны наблюдателя, но при этом самооценка падает до минимума; пик эмоциональной нестабильности достигает крайности. Естественно, в эти периоды необходима поддержка и помощь младшим подросткам и их родителям со стороны специалиста.
Можно решать эти проблемы двумя способами: хаотично и системно. Хаотично — быстрое решение, привели ребенка к специалисту, убрали проблему или ее симптомы. Но не надолго. Ребенок стал послушнее и спокойнее на некоторое время, до очередной ситуации в школе, дома или со сверстниками. Системное решение – более затратный процесс, но который решит проблемы надолго или навсегда. Записали ребенка в группу, расспрашиваете его, о том, что было ему ценным и важным на занятиях. Если находите достаточно времени и терпения что-то пообсуждать, то это самый надежный способ показать ребенку его ценность. Это долгий и не простой путь, но только так сохраняются отношения и строится взаимопонимание с ребенком до самой взрослости.
В центре внимания программы находятся основные жизненные проблемы:
- принятие себя и уважительное отношение к себе самому;
- собственные и чужие чувства, ценности, проблемы;
- как вести себя с другими, принимать других как других;
- как строить отношения, конфликтовать;
- отстаивать собственные убеждения, аргументировать.
Наша задача помочь найти доступ к драгоценному источнику души, сформировать привычку доверять собственному внутреннему, ориентироваться на Совесть и чутье в отношении правильного. Ребята на занятиях учатся:
— познавать собственные тенденции поведения, которые порождают трудности,
— принимать решения в нестандартной ситуации, развивая волю, снижая уровень агрессии,
— видеть связь между усилием и достигнутым результатом,
— развивать способность реалистически оценивать себя,
— удерживать противоречия, выдерживать разные правды об одном и том же,
— вступать в отношения, помнить о границах: своих и другого — уважать их.
Занятия проводятся в тренинговой форме. Моделируем ситуации, чтобы ребята оказались в них лично включенными, а далее анализируем обстоятельства, чувства, поведения, решения. Набираем младших подростков в две группы: 9-10 лет и 11-12 лет, по 6-10 человек в группу.