Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Подготовка ребенка к школе не ограничивается умением читать и писать, владеть числами и решать примеры. Для того чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически и физически.
Неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в неуспеваемости, отвлекаемости и сложности подготовки домашних заданий, повышенной школьной тревожности, осложненной коммуникации с одноклассниками. Иногда эти трудности смягчаются к концу второго года обучения, но чаще сохраняются и надолго закрепляются.
Рассмотрение психологической готовности ребенка начинается с его личностной и социально-психологической подготовки – это готовность к принятию новой позиции- позиции школьника, а также умение общаться со сверстниками и взрослыми. В структуре интеллектуальной готовности запас знаний должен быть усвоен в системе. Любознательность и желание узнавать новое приобретает особо важное значение для успеха школьного обучения. Эмоционально-волевая готовность определяется способностями ребенка принимать учебную задачу, подбирать средства для ее решения, управлять своим поведением, стремлением преодолевать трудности в целях достижения результата, умением организовать рабочее место. Большое значение является мотивация ребенка только на успех, а не на избегание неудачи.
Наша программа занятий по подготовке к школе построена таким образом, что на начальном этапе выявляются особенности психологического развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Диагностируется психологическая готовность ребенка к школьному обучению. На основе полученных результатов выстраивается содержание заданий, которые способствуют развитию перечисленных выше компонентов готовности.
В программе:
— комплексная подготовка ребенка к школе: развитие речи, освоение фонемной структуры слова, увеличение словарного запаса, графические навыки письма, навыки счета, формирование пространственных представлений с использованием разных систем ориентации (видимой и воображаемой), работа с учебной задачей и формирование содержательного отношения к ней, навыки логически мыслить и рассуждать;
— опыт успешного выполнения задания и вера в свои силы;
— умение выражать собственное мнение, аргументировать ответ;
— навыки собственной оценки своей работы;
— формирование познавательных мотивов обучения.
Программа занятий включает в себя 5 блоков:
Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки. Ребята учат цифры, обратный счет, тренируются в сложении и вычитании чисел.
Тренировка звуко-буквенного восприятия. Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ — звук — буква». Обогащение активного словаря. Обучение грамматически правильного употребления речи. Развитие слоговой структуры слова.
Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию концентрации внимания. В процессе занятий дети получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать.
Овладение техникой чтения с учетом плавного нарастания сложности текстов и осмысленного понимания речевого материала.